На дорогах не так часто можно встретить регулировщика. Обычно исправно работают светофоры, а из должностных лиц – инспекторы ГИБДД, которые следят за ПДД. Поэтому можно растеряться, увидев, что вместо сигналов светофора, движением управляет живой человек. В этой статье мы разберем жесты регулировщика в картинках с пояснениями, чтобы при встрече с ним вы точно знали, когда двигаться можно, а когда нет, и в какую сторону. Также эта статья будет полезна пешеходам, которые найдут разъяснения этих сигналов для себя. 

Зачем необходим регулировщик?

Регулировщик – это инспектор, который имеет полномочия управлять дорожным движением посредством жестов, описанных в ПДД. На регулировщике должна быть форменная одежда, экипировка или отличающий знак. В этой роли могут работать не только сотрудники ГАИ, но и:

  • сотрудники военной автоинспекции;
  • сотрудники дорожных служб;
  • дежурные железнодорожных переездов и паромных переправ;
  • работники подразделений транспортной безопасности на отдельных отрезках дороги. 

Регулировщики обычно работают там, где уже образовался затор, либо где его можно предотвратить. Так, отключение электричества, сломанный светофор, крупное ДТП на перекрестке могут привести к большой пробке. Транспортная магистраль будет заблокирована. Поэтому сотрудник ГАИ управляет движением, чтобы автомобилисты двигались не хаотично. 

Важно! Регулировщик отменяет действие знаков светофора и знаков приоритета. Другие дорожные знаки продолжают действовать. В некоторых случаях он может направить водителя под запрещающие знаки и разметку. Обычно это связано с дорожными работами, крупной аварией или мероприятием. 

Ручное регулирование с работающим светофором

Давайте рассмотрим следующую ситуацию.

Вы подъезжаете к перекрестку и видите регулировщика. При этом светофор продолжает работать. Что делать? В этом случае нужно ориентироваться на жесты регулировщика. 

Обратите внимание! Обычно подобное встречается на важных транспортных узлах, где светофор не способен достаточно эффективно разделить автомобильные потоки. Человек видит, где плотность выше, и пропускает автомобили с соответствующего направления. 

Разрешающие жесты регулировщика эквиваленты зеленому сигналу светофора

Сигналы регулировщика. ПДД

Жесты регулировщика описываются в ст. 6.10 ПДД. В ней полностью объясняются регулируемые правилами знаки, сигналы и действия, которые должны осуществлять водитель и пешеход в соответствии с ними. Здесь мы разберем сигналы регулировщика в картинках с объяснением для большей наглядности, а также предоставим небольшую схему на рисунке для лучшего запоминания. 

Знаки регулировщика в ПДД разделяются на:

  • разрешающие;
  • запрещающие;
  • предупреждающие.

Разрешающие сигналы ПДД

ПДД разрешают три разрешающих движения сигнала, которые сопровождаются положением корпуса:

  1. Руки опущены и прижаты к корпусу либо вытянуты в стороны, регулировщик расположен боком. Этот жест означает возможность проезда прямо для трамвая, прямо и направо для остальных видов транспорта. Если дорожные знаки не устанавливают движение по полосам, то поворот направо разрешен только из крайней правой полосы.
  2. Жезл инспектора вытянут в левую сторону, сам он развернут к вашему потоку левым плечом. В этом случае разрешается движение во всех направления, в том числе разворот. Трамваям разрешено поворачивать по направлению руки инспектора, т.е. налево. 
  3. Рука вытянута вперед, жезл направлен в лицо водителя. Этот жест обозначает, что разрешен проезд только направо. Дополнительно регулировщик может вытянуть левую руку, подсказывая направление движения водителям. Данный сигнал равнозначен зеленой поворотной стрелке на светофоре с основным зажженным красным цветом.

Запрещающие сигналы ПДД

Эти жесты похожи на запрещающие, но корпус регулировщика подсказывает: двигаться дальше нельзя. 

  1. Регулировщик стоит к вам спиной, либо лицом. Руки могут быть как прижаты к корпусу, так и разведены в сторону. В обоих случаях движение дальше запрещено.
  2. Регулировщик стоит к вам боком, либо спиной. Его правая рука вытянута, а жезл направлен направо. Этот сигнал также запрещает движение с вашей стороны. 

Обратите внимание! Если регулировщик вытягивает правую руку, но расположен к вам боком, либо спиной, эти знаки предназначены для других водителей. Это легко запомнить, если помнить о том, что аналогично работает светофор. Красный цвет, запрещающий движение одним водителям, разрешает его другим. Помните об этом, когда смотрите на регулирующего движение инспектора ГИБДД.

Предупреждающие сигналы ПДД

Данные жесты равнозначны желтому сигналу светофора. Они оповещают водителя о смене разрешающего на запрещающий знак, либо наоборот. В данной группе всего один жест. Инспектор поднимает правую руку вверх, а левую прижимает к корпусу. Этот жест запрещает движение водителю и призывает подождать следующего сигнала.

Сигналы для пешеходов

Также в ПДД описывается, как себя вести пешеходам при разных жестах регулировщика. Правила следующие:

  1. Если инспектор поднял руку вверх, то нельзя переходить ни одну из дорог. 
  2. Если регулировщик расположен лицом или спиной по отношению к пешеходу, то можно пройти либо за ним, либо перед ним. 
  3. Если инспектор располагается боком к пешеходу, то переходить можно только ту дорогу, которая находится у него за спиной.

Важно! Будьте особенно аккуратны на перекрестках с регулировщиком во время движения. Далеко не каждый пешеход знает его жесты, поэтому может запутаться и выйти на проезжую часть не вовремя. Помимо опасности для жизни, это грозит административным штрафом.

Другие сигналы регулировщика

В нетипичных ситуациях регулировщик может подавать иные знаки, которые не описаны в ПДД. Такое встречается при оцеплении территории для проведения крупного массового события, либо ДТП. Инспекторы понимают, что не все водители помнят жесты, поэтому могут показывать другие движения, более им понятные. В ПДД допускается такая инициатива со стороны должностного лица. 

Пример.  Регулировщик вращает жезлом, находясь перед водителем. Формально такого знака в ПДД нет, но он обозначает, что проезд разрешен. 

Запрещающие жесты регулировщика эквиваленты красному сигналу светофора

Сигнал регулировщика свистком 

Свисток служит для привлечения внимания водителя. 

Пример. Инспектор показывает, что проезд запрещен, но водитель всё равно едет в эту сторону. Инспектору приходится просвистеть, чтобы привлечь внимание и остановить авто, не дав ему нарушить правила. 

Также регулировщик свистом может дать понять, что проезд разрешен, если первый в очереди автомобиль стоит на месте и не даёт проехать другим. 

Штраф за нарушение сигналов регулировщика 

За игнорирование жестов регулировщика полагается наказание, как за любое нарушение ПДД. На месте составляется протокол и используется ст. 12.12 КоАП РФ. Она определяет наказание за нарушение сигналов регулировщика и светофоров. В соответствии с ней проезд на запрещающий жест наказывается штрафом в 1000 рублей. Если водитель заехал только за стоп-линию, то он будет оштрафован на 800 рублей. При повторном нарушении в течение года водителя оштрафуют на 5000₽, либо лишат прав сроком от 4 до 6 месяцев.

Совет эксперта: Пешеходы также могут быть наказаны за невыполнение жестов. Так как они могут не знать ПДД, то обычно инспектор ограничивается предупреждением. Но в некоторых случаях он также может оштрафовать пешехода на 500₽ за игнорирование сигнала. 

Итак, мы разобрали знаки регулировщика на дороге в картинках. Если на дороге что-то забывается, ориентируйтесь на другие автомобили в потоке и дополнительные жесты инспектора: свисток, вращение жезлом, внезапную остановку движения и др.

Частые вопросы

Отменяет ли наличие регулировщика действие дорожных знаков?

Да, отменяет, но только знаков приоритета.

Может ли регулировщик использовать жесты, которых нет в ПДД?

Да, может. ПДД разрешает подавать жесты, более понятные другим водителям и пешеходам.

Где обязано остановиться ТС, если регулировщик запрещает движение дальше?

Перед стоп-линией, если она есть. При ее отсутствии на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью, перед ж/д переездом, либо в других местах перед светофором, либо регулировщиком, чтобы не создавать помехи другим ТС и пешеходам, для которых движение в этот момент разрешено.

Если регулировщик поднял руку вверх, но остановиться без экстренного торможения не удается, что делать?

Правилами разрешается продолжить движение.

Если пешеходы оказались на проезжей части после запрещающего жеста, как они должны вести себя дальше?

Они должны либо освободить проезжую часть, либо, если это невозможно, остановиться на линии, которая разделяет встречные транспортные потоки.