В этой статье разберем, что такое недостаточная и ограниченная видимость и каким правилам дорожного движения нужно следовать.
Определение данному термину даётся в пункте 1.2 ПДД:
Недостаточная видимость – это видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Ухудшение видимости дороги происходит из-за природных, временных, либо иных факторов. Если дорогу не видно дальше 300 метров, значит ваш обзор считается недостаточным. Расстояние в 300 метров утверждено с учетом объективной возможности остановить автомобиль на скорости 90 км/ч при езде по встречной полосе.
Оглавление
Ограниченная видимость. ПДД
В том же пункте 1.2 ПДД также даётся определение другого термина:
«Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Как видно из определения, факторы, ограничивающие видимость, не относятся к погодным и временным.
Какие существуют правила для недостаточной видимости?
Чтобы предотвратить наезд на пешехода или другое ДТП, существуют правила, которые связаны со световыми приборами и световозвращателями. Они представлены в пунктах 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8 ПДД.
Использование фар и фонарей
Во время движения в условиях недостаточной видимости обязательно нужно включить следующие световые приборы:
- Фары ближнего или дальнего света – на любом типе механических ТС;
- Фары и фонари – на велосипедах;
- Фонари – на гужевых повозках;
- Габаритные огни – на прицепах и буксируемых ТС;
- Опознавательный знак «Автопоезд» – при движении автопоезда.
Дополнительно могут использоваться противотуманные фары и противотуманные фонари, которые устанавливают сзади авто.
Если необходимо остановить ТС, то нужно включить:
- Габаритные огни. Также в дополнение к ним могут включаться ближний свет, противотуманные фары и фонари.
- Опознавательный знак «Автопоезд» (для грузовых авто и колесных тракторов с прицепами, а также для сочлененных автобусов и троллейбусов).
Обозначение выступающего груза
Груз, который значительно выступает за границы транспортного средства, должен дополнительно обозначаться фонарями и световозвращателями сзади и спереди по определению 23.4 ПДД.
Световозвращатели для пешеходов
В условиях недостаточной видимости пешеходы должны использовать световозвращающие элементы, переходя проезжую часть или двигаясь вдоль неё (в том числе, по обочине). Вне населенных пунктов световозвращатели обязательны, в населенных пунктах только рекомендуются.
Световозвращатели для велосипедов и мопедов
Для водителей велосипедов и мопедов иметь световозвращатели рекомендовано, но необязательно по определению пункта 24.10 ПДД.
Фонари для колонн людей
В условиях недостаточной видимости колонна людей должна быть выделена белым фонарём спереди, а красным – сзади, согласно определению п. 4.2 ПДД.
Ограничения на прогон животных
В условиях недостаточной видимости прогон животных запрещается. Исключение: прогон по специальным тоннелям и мостам для животных. Это правило регламентируется согласно определению п. 25.6 ПДД.
Таким образом, правила в условиях недостаточной видимости стараются сделать участников на дороге более заметными и уберечь от столкновения.
Какие существуют правила для ограниченной видимости?
Такие же правила существуют для езды во время ограниченной видимости. Рассмотрим их по порядку.
Запрет обгона
На участке дороги с ограниченной видимостью нельзя совершать обгон, согласно определению п.11.4 ПДД.
Совет эксперта: Почти во всех случаях водитель, совершавший обгон, является виновником ДТП. Исключение: если водитель обгоняемого ТС мешал завершить вам данный маневр. Поэтому перед обгоном лучше лишний раз убедиться, что его совершать безопасно. В случае конфликтной ситуации можно заручиться поддержкой автоюристов, чтобы получить страховые выплаты и доказать свою невиновность.
Световозвращающий жилет для водителя
Также в темное время суток и в условиях ограниченной видимости водитель должен надевать куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, согласно определению пункта 2.3.4 ПДД.
Дорожные знаки при ограниченной видимости
На крутых поворотах размещают специальные дорожные знаки 1.12.1 (первый изгиб направо) и 1.12.2 (первый изгиб налево) в условиях ограниченной видимости.
Обратите внимание! Не все места с ограниченной видимостью менее 300 метров обозначаются знаками.
Правила, если видимость невысокая
Также существует ряд правил, которым нужно следовать, когда дорогу плохо видно. Причина ограниченной видимости в данном случае не имеет значения. Эти правила обязательны для исполнения.
Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки
Согласно определению пункта 7.2 ПДД, если водитель осуществил вынужденную остановку, а автомобиль из-за условий видимости не может быть временно замечен другими водителями, он обязан также включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
Разворот
Согласно определению 8.11 ПДД, разворот запрещается при видимости менее, чем 100 метров.
Скорость
Согласно определению 10.1 ПДД, водитель должен учитывать видимость в направлении выбранного движения, выбирая скоростной режим.
Остановка
Согласно определению 12.4 Правил, водителю запрещается совершать остановку вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги, если видимость составляет менее 100 м.
Подводя итог, можно сказать, что есть ряд факторов, которые могут затруднить водителю обзор при движении. В условиях недостаточной и ограниченной видимости не следует терять концентрацию и быть предельно внимательным, а также соблюдать ПДД. Опасные маневры в условиях ограниченной и недостаточной видимости могут привести к аварии. Виновником будет водитель, их совершавший.
Частые вопросы
Недостаточная видимость вызвана природными и временными факторами, например, туманом, снегопадом, сумерками. Ограниченная видимость предполагает более локальные причины: впереди идущее ТС, крутые повороты, густая растительность и др.
Нет, 100 метров недостаточно. Вы можете не успеть развернуться и стать виновником аварии.
15 метров – на обычной дороге, 60 метров – на трассе.