С каждым годом экологические стандарты для ДВС повышаются. Бензиновые двигатели работают на нейтрализаторах для сокращения объемов выброса токсичных соединений, а вот с моторами дизельного типа ситуация сложнее. Для того, чтобы оксиды азота были нейтрализованы, необходимо понижать температуру уже на выпуске. Для такой цели используется система EGR, однако есть и более эффективное решение — использование мочевины. 

Мочевина в дизельном моторе: для чего

Мочевина для дизеля имеет следующий состав:

  • Вода — 67,5%
  • Карбамид — 32,5%.

Карбамид, в свою очередь, обладает свойством распадаться на две составляющие:

  • Углекислый газ;
  • Аммиак. 

Именно аммиак нейтрализует выхлопные газы.

Как это работает

Аммиак, который получается из мочевины для дизеля, нейтрализует выхлопные газы в катализаторе специального типа. Как следствие, объем токсичных выбросов в атмосферу в результате работы двигателей на дизеле снижается. 

Многое зависит от расхода мочевины, который, в свою очередь, напрямую зависит от объема двигателя. 

Пример. Грузовым автомобилям требуется больше мочевины по сравнению с легковыми ТС. Так, для легковой машины на 1 тыс. км расход составит порядка 1 л, для грузовой машины на аналогичное расстояние — до 20 л. 

Принцип действия мочевины

В машинах, на которых установлен дизельный мотор, применяется несколько очистных систем. Так, сажевый фильтр способствует очистке от сажи выхлопов, если используется дизельное топливо.

Система, в основе которой используется мочевина, функционирует в комбинации с особым устройством — нейтрализатором SCR-типа. Стенки этого устройства обработаны химическими соединениями, способствующими запуску нужных реакций. 

Для мочевины применяются:

  • Особый бак;
  • Устройство для впрыскивания — оно находится перед нейтрализатором. 

В выхлопной системе они перемешиваются и в таком виде поступают в нейтрализатор, после чего запускаются химические реакции, ускоряемые высокой температурой:

  • Карбамид, вступая в реакцию с водой, распадается на углекислый газ и аммиак;
  • Происходит выброс в атмосферу углекислого газа;

Аммиак оказывает воздействие на оксиды азота, которые в результате распадаются на азот и воду, считающиеся безопасными. 

Совет эксперта: В результате очистки токсичные вещества преобразуются в соединения, совершенно безопасные для окружающей среды и для здоровья человека. 

Мочевина для дизеля: плюсы и минусы

Использование мочевины в дизельных двигателях имеет свои плюсы и минусы, о которых следует иметь представление.

Плюсы

Преимущества использования мочевины:

  • Забота об окружающей среде;
  • Сохранение здоровья человека;
  • Демократичная стоимость.

Пример. Работающий движок у машины, которая едет по трассе, не влияет на самочувствие водителя и его пассажиров. Движок, запущенный в машине, которая стоит во дворе жилого дома, оказывает негативное воздействие на всех людей. Использование мочевины позволяет нейтрализовать его.

Минусы

В числе минусов использования мочевины:

  • Невозможность использования при температуре менее 12 градусов по Цельсию;
  • Необходимость в регулярном обслуживании систем очистки. 

Как выбрать мочевину для мотора

При выборе раствора мочевины необходимо учесть такие моменты:

  • Самостоятельное приготовление раствора нужного качества невозможно. Использование некачественного состава может негативным образом повлиять на мотор, вплоть до его полного выхода из строя;
  • Почти 50% мочевины, представленной сегодня в продаже — фальсифицированная продукция, использовать которую опасно.
  • Раствор не нужно разбавлять водой — все пропорции заранее просчитаны и адаптированы к использованию в системе выхлопов. 

Выбирая мочевину в растворе, следует ориентироваться на такие рекомендации:

  • Покупать раствор рекомендуется только у проверенных продавцов;
  • Обязательно наличие у состава сертификата ISO 22241-1 — для двигателя он безопасен.

Для легковых и грузовых машин используется одна и та же мочевина.

Важно! Некоторые автовладельцы предпочитают отключать систему очистки, используя эмулятор. Причина — в том, что раствор замерзает при температуре ниже 12 градусов по Цельсию. Поэтому мочевину имеет смысл использовать или в странах с мягким климатом, или в России, но преимущественно весной или летом.

Заключение

Использование мочевины для дизельных двигателей — целесообразное и логичное решение, выражающее заботу об окружающей среде. Однако стоит отметить, что ее регулярное применение в условиях российского климата, увы, невозможно — раствор замерзает при температуре ниже минус 12 градусов по Цельсию.

Частые вопросы

Есть ли разница между импортной и отечественной мочевиной?

Разницы между такими составами нет.

Куда помещается мочевина в автомобиле?

В специальный бак через устройство, размещенное перед нейтрализатором.

Какой расход мочевины у легковой машины с дизельным мотором?

Порядка 1 л на 1000 км.

Какой расход мочевины у грузового автомобиля?

На 1000 км — около 20 л.